Глубоким разрядом 2В аккумуляторов называют его разряд до напряжения ниже чем 1,60..1,80 В/эл, а для аккумуляторов напряжением 12В критическим будет уровень 9,60..10,80В (в зависимости от его области применения и режима использования).
Датчики и устройства индикации разряда аккумуляторных батарей серии «ДИРА» предназначены для контроля и индикации глубокого разряда стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов. Датчик ДИРА-4 регистрирует падение напряжения на одном или нескольких из четырех подключенных аккумуляторах ниже заданного значения.
Работа датчика основана на применении компаратора, управляющего поляризованным реле, которое отключает часть или части электрической схемы датчика от аккумулятора или аккумуляторов, на которых произошло регистрируемое событие. Изменение состояния датчика фиксируется визуально - гаснет светодиод на лицевой панели датчика и с помощью сигнальных контактов выдается сообщение в систему оповещения или дистанционного контроля в случае ее подключения.
Для предотвращения ложного срабатывания предусмотрена задержка срабатывания - 7 секунд.
Разряд аккумуляторов в группе происходит неравномерно. На это влияет уровень их заряженности, внутреннее сопротивление самих аккумуляторов и сопротивление межэлементных соединений. И чем больше аккумуляторных батарей собрано в группу (цепь), тем больше бывает разброс.
Так же мы знаем, что источники бесперебойного питания (ИБП) и электропитающие установки (ЭПУ) в телекоммуникациях, а также СОПТ - системы оперативного тока в энергетике, оборудованы системами предотвращения глубокого разряда аккумуляторных батарей (LVD - Low Voltage Disconnect). Данные системы отключают нагрузку от аккумуляторой батареи в случаях, когда напряжение при разряде достигает минимально допустимого уровня. Данный уровень напряжения устанавливается по принципу N*Uниз, где N-количество аккумуляторов в группе, а Uниз - это минимально допустимый уровень напряжения элемента. Например, для систем 48В это 4х10,8В=43,2В, а для ИБП: 40*9,6=384В
На рисунке наглядно представлен пример разрядных характеристик группы АКБ, из которого следует, что некоторые аккумуляторы находятся в состоянии глубокого разряда, однако общее напряжение группы еще не достигло уровня срабатывания системы защиты ИБП.